ЗиС-101 стал самым первыми и самым массовым лимузином выпущенным заводом ЗиС/ЗиЛ за все время его производства, в период с 1936 по 1941 года с конвейера сошли чуть более 8,5 тысяч экземпляров, в отличии от последующих моделей, теоретически такой лимузин мог получить обычный гражданин, правда только путем лотереи, либо же за особые заслуги перед отечеством, большое количество ЗиСов попало в таксопарки крупных городов. Но по большей степени конечно, такая машина была предназначена исключительно для высшего партийного и военного руководства СССР.
Интересным моментом был тот факт, что внешний вид лимузина спроектировали не в СССР, а благодаря американской фирме "Budd", специализирующиеся на мелкосерийных роскошных автомобилях, за это Советский союз заплатил сумму в 500 000$.
Само собой что с началом ВОВ большое количество роскошных лимузинов, с кожаной отделкой салона попали на фронт, здесь эти машины претерпевали изменения, на них в целях маскировки закрашивали хром зеленой краской, закрывали оптику. Одним из таких автомобилей возил генерала Михаила Федоровича Лукина, командующего, в то время 19 армией. Именно на его плечи возложили командование окруженными частями Красной Армии.
Стоящие недалеко от Вязьмы части испытывали потребность в топливе и продовольствии, единственным верным решением был прорыв из окружения, а потому Лукин приказал из сотни единиц техники выбрать наиболее работоспособную, с других же машин слить топливо и вывести из строя, ЗиС-101 в силу своей прожорливости, ждала та же участь, но солдат которому было приказано придать машину огню не стал этого делать: "Что добру пропадать", и спрятал машину в приметном месте, обложив еловыми лапами, предварительно слив с нее технические жидкости и сняв трамблер с аккумулятором. Все равно вскоре вернемся.
Логично что про машину так никто и не вспомнил, впервые поисковики наткнулись на нее только в конце 90-ых начале 00-ых годов. От некогда статного ЗиСа, осталась лишь рама, остатки кузовных элементов и рулевое управление, внутри все еще можно было найти лоскуты синей кожи и элементы салона. На самом деле машину потрепало больше не время, а местные жители, которые в 70-ые года усердно искали и сдавали в приемку металлолом, таким образом видимо пропал и восьмицилиндровый двигатель с КПП. Машину в итоге вывезли, но дальнейшая судьба автомобиля в настоящее время не особо ясна, по одной из версий ее все же сумели восстановить, но подтверждения этому правда найти не удалось.
Источник: