С самого первого момента, когда я познакомился с Flash, меня не покидало ощущение, что где-то я уже это видел. Что-то до боли знакомое я видел в каждом навороченном Flash-сайте с бегающими менюшками, разворачивающимися кубиками, летающим фоном, выпрыгивающими текстами и мельтешащими фотографиями.
Ночей не спал, завтраки не ел, пил только чай, пока наконец меня не осенило — да это же самые настоящие компьютерные игры. Стоить вспомнить Starcraft, Civilization или Quake, как сразу же становится ясным — компьютерные игры и Flash-ролики делались одними руками, или во всяком случае — на одной идейной и принципиальной базе.
И в играх и в Flash-роликах мы натыкаемся на навороченные «заставки», которые призваны «снести башку» пользователю и заманить его на сайт, на игру. Пройдя заставку с помощью «Skip Intro», мы получаем полный набор всевозможных текстур, мелькающих менюшек настройки, «оригинальных» интерфейсов с футуристическими линейками прокрутки, кнопочками, окошками, текстами со шрифтами, которые едва можно разглядеть в микроскоп. В наушниках нас оглушает «крюютая» музыка, а при каждом выборе мышкой, что-то непременно куда-то въезжает, откуда-то выезжает и при этом издает какое-нибудь скрипение или звоночек.
История метаморфозы
Пользователи и разработчики Web изначально стремились оживить скучные статические web-страницы. Сначала это делалось с помощью анимированных гифов, потом на помощь пришёл JavaScript.
С началом коммерческого бума в Интернет Web перестал быть тихой гаванью физиков-теоретиков и студентов-любителей. В Web хлынули деньги инвесторов, которые превратили его из академического опыта в индустрию. В индустрию с большими деньгами. И в эту индустрию потянулись дизайнеры из других сфер. Они быстро оценили, что «HTML никуда не годится, а броузеры вообще показывают страницы как хотят, текст и графика на белой странице — слишком скучны для развалившегося на дивание среднестатистического Тома Пупкина». Крюютым дизайнерам чего-то не хватало — простейшие анимации давались ценой построения сложнейшего кода, который к тому же еще и не всегда на всех броузерах работал.
Но если есть спрос, рано или поздно предложение появится. Таков закон рынка. А в Web-е отныне правили законы рынка, а не технологий. Вот тут-то и появляется Flash. Все проблемы с совместимостью, изощренным программированием — разом забыты. Впервые web-мастером может себя назвать человек, который не знает ни строчки HTML/JavaScript. Крюютые дизайнеры ликуют!
Цена желания
Flash позволил в полную силу пользоваться своими талантами дизайнера компьютерных игр для создания Web-сайтов. Flash быстро перешел границы анимированных баннеров и элементов навигации. Во Flash теперь делают целые web-сайты. Постойте, постойте — я сказал web-сайты? Но почему считается, что Flash-ролик имеет отношение к Web-дизайну? Только потому что Flash-ролик закачивается из Интернет с помощью броузера? Так ведь Flash-ролики уже давно используются отдельно от броузера — их распространяют на компакт-дисках. Да в принципе их можно распространять на чем угодно — хоть на 5-тидюймовых дискетах: получил по почте, вставил в компьютер, загрузил Flash-player и смотри на навороты без всяких броузеров и Интернетов. Вот тогда и станет ясно — что Flash — это одно, а web-дизайн — совершенно другое.
С приходом IE в броузере стало возможно запустить все, что угодно: документы Acrobat, таблицы Excel, удаленный терминал VNC, ролик QuickTime, схему AutoCAD-а, Java-апплет. Но никто же не станет относить программирование Java-апплетов или верстку документов в Acrobat к web-дизайну только на этом основании? Название книжки «QuickTime и Web-дизайн» кажется нелепым, а название «Flash и Web-дизайн» почему-то раскупается на ура.
Самое интересное, что Flash-мастеры больше всего ненавидят сам броузер со всеми его кнопочками, менюшками и адресной строкой. Они непременно стараются раскрыть свой ролик во весь экран или в окошке-рамке без каких-либо элементов управления. Именно то же самое делают разработчики игр: если вы запускаете игру — то она непременно раскроется на весь экран — захватит все ваше экранное пространство, чтобы вы уделяли внимание только ей — игре (Flash-ролику) — и не отвлекались на всякие другие неважные задачи.
Чужой среди своих
Flash чужд Web-у. Flash-ролик:
Так что, давайте оставим Flash-у то, для чего он был сделан — баннеры и менюшки. Не поддавайтесь искушению превратить Web «в одно сплошное телевидение».
Александр Качанов
Источник: