В интернете можно найти огромное количество информации, как организовать онлайн-обучение или создать обучающий онлайн-курс. Эти темы также неоднократно затрагивались и на моем блоге. Следуя определенным алгоритмам и пошаговым инструкциям, любой эксперт сможет обучать в Интернете. Но, как и в каждой сфере, здесь тоже есть определенные “подводные камни”. Это нужно учитывать, чтобы эффективно выстраивать онлайн-программу.
Создание онлайн-курсов “для себя”
К сожалению, частой ошибкой экспертов является разработка программы обучения “для себя”. Преподаватель оценивает продукт со своей точки зрения. Но в этом случае важнее посмотреть на обучающий курс глазами будущих клиентов. Здесь важно учитывать все: формат обучения, проблемы учеников, которые должны закрываться во время тренинга, продолжительность и сроки обучения, время проведения онлайн-встреч, наличие обратной связи и т.д.
Для того, чтобы получить всю информацию, есть два способа.
Способ №1: изучить ваших прямых конкурентов и все самое лучшее и эффективное “скопировать” у них.
Способ №2: найти контакт с целевой аудиторией в прямом смысле этого слова. Чтобы получить обратную связь, задавайте потенциальным клиентам следующие вопросы:
- есть ли у них та “боль”, которую решает ваш продукт,
- насколько важно для клиента ее закрыть,
- эта проблема постоянная или возникает с определенной периодичностью,
- какими способами человек уже пытался ее решить,
- почему эта “боль” до сих пор остается актуальной.
Чтобы создать качественный обучающий продукт, в первую очередь ориентируйтесь на ответы вашей целевой аудитории.
В целом схема, которой должен следовать каждый начинающий онлайн-преподаватель, следующая:
Большая обучающая программа
Когда тренер хочет как можно больше знаний передать своим ученикам, здесь включается перфекционизм. Казалось бы, что в этом может быть плохого? Дело в том, что здесь “пострадают” обе стороны. Эксперт просто “захлебнется” в большом количестве задач, которые перед ним встанут, чтобы записать масштабный онлайн-курс. А ученик никогда не закончит обучение и не внедрит все полученные знания, потому что устанет и потеряет мотивацию. Поэтому не старайтесь создавать обучающие программы большими! Разбейте их на модули с логическим концом и внедряйте постепенно. Здесь важно придерживаться качества, а не объема.
Люди хотят получить реальный результат за небольшой промежуток времени. Чувство удовлетворения только подстегнет их продолжить обучение у вас. А значит, они всегда могут купить следующий обучающий видеокурс под вашим авторством. Чтобы ребенок превратился во взрослого человека, он проходит определенные этапы взросления. Так и с вашей аудиторией. Чтобы ученик вырос в эксперта, он тоже должен пройти определенные этапы обучения, внедрить и закрепить знания и уже переходить к следующему шагу. Ваша задача, как преподавателя, сделать эти этапы максимально доступными для усвоения, концентрированными по информации, но не перегружая каждый этап объемами.
Сложный язык преподавания
К сожалению, эта та проблема, которой “грешат” многие эксперты. Высокий профессионализм в своем деле всегда накладывает отпечаток на речь спикера. Казалось бы, термины, которые присутствуют в его разговоре, понятны. Но на самом деле, они понятны для него, но совершенно не понятны для аудитории, которая пришла на обучение.
Поэтому “снимайте корону” и всегда старайтесь спуститься на уровень учеников. Вспомните, как вы начинали этот путь, и вам будет проще понять свою аудиторию. Если в каких-то обучающих моментах без терминов не обойтись, всегда объясняйте, что значит то или иное понятие.
В идеале, нужно собрать фокус-группу из новичков и протестировать обучающий материал на ней. Если фокус-группа поняла, значит, будущие клиенты вашим обучением тоже останутся довольны.
Длинные уроки и вебинары
Вспомните себя в школе или в институте: на какой минуте лекции ваше внимание начинало рассеиваться? Онлайн-обучение тоже предполагает концентрацию внимания на уроках. Во-первых, сказывается усталость, когда начинает рассеиваться внимание. Во-вторых, вокруг много факторов, которые постоянно отвлекают от учебы. Поэтому стремитесь сократить по времени уроки или обучающие вебинары.
3-4-х часовые лекции, даже, если и покупают, практически никто не смотрит. Я, как постоянный “ученик” в Интернете, с уверенностью могу это подтвердить. Даже видео на Ютуб я всегда оцениваю по продолжительности. Если оно укладывается в 10 минут, я могу его сейчас включить и посмотреть. Если же я вижу, что продолжительность видеоролика от 20 минут, скорей всего я отложу его просмотр, а возможно, что уже больше никогда и не открою.
Думаю, для вас будут интересны следующие цифры:
- внимание на онлайн-вебинаре держится до 1,5 часов,
- приемлемая длина видеоурока – 8-15 минут,
- оптимальный объем текста – 3 страницы ворд,
- количество видеоуроков – 1 в день по будням,
- количество онлайн-встреч в неделю – 2-3 раза в рабочие дни,
- продолжительность тренинга с онлайн-встречами – до 45 дней.
Отсутствие сопровождения учеников
Психика людей так устроена, что без сопровождения в обучении большая часть учеников не дойдет до конца. На это есть множество причин: бытовые факторы, плохое настроение, ежедневная рутина, неуверенность в своих силах, внутренние блоки и т.д. Наверняка у каждого из вас, кто сейчас читает эту статью, есть такая папочка на компьютере, где собраны скаченные или даже купленные видеокурсы, лекции и вебинары, с пометкой “нужно изучить”. Другой вопрос, придет ли это время, когда вы приступите к изучению? Скорей всего, если оно и придет, то информация свою актуальность уже потеряет.
Элемент поддержки в обучении – это одно из условий эффективного образовательного онлайн-проекта. Для вас, как для преподавателя-эксперта, тоже важно, чтобы ученики проходили до конца и получили положительные результаты от обучения. Это ведь еще и источник хороших отзывов. Поэтому не оставляйте своего ученика один на один с вашим проектом.
Для таких целей сейчас очень модно использовать в обучении элементы геймификации. На многих платформах для онлайн-школ внедрены такие функции. К элементам геймификации относятся различные бонусы, присвоение рейтингов, начисление баллов и т.п. Это все создает эффект соревнования и мотивирует учеников не бросать обучение.
Чтобы еще больше стимулировать участников проекта, стройте обучение на следующих условиях:
- задержка домашнего задания в установленные сроки “карается” исключением из группы,
- обязательная онлайн-встреча 1-2 раза в неделю с разбором вопросов, ошибок и проблем, которые всегда будут возникать во время обучения,
- наличие чата для общения учеников,
- проверка домашних заданий,
- успешные кейсы учеников, которые прошли обучение до конца для мотивации группы.
“Старые” инструменты
Если вы привыкли загружать видеоуроки на Яндекс.Диск, а для рассылки использовать mail почту, современное онлайн-образование вам этого “не простит”. Сейчас в Интернете создано огромное количество инструментов, облегчающих взаимодействие между преподавателем и учеником. Например, сервис рассылок. Нет необходимости вручную собирать электронные почты клиентов, заносить их в адресную книгу и делать рассылку. Эти процессы уже автоматизированы давным давно!
Инструменты для организации онлайн-обучения
Это основные проблемы, с которыми сталкиваются начинающие онлайн-преподаватели. Конечно, на пути “взращивания” своего проекта будет много дополнительных нюансов. Но зная хотя бы эти “подводные камни”, вы будете на несколько шагов впереди своих конкурентов.
Автор статьи Ольга Абрамова, блог Денежные ручейки