Техники мобильной адаптации сайта
Продолжаем цикл выпусков рассылки про мобильную оптимизацию сайтов. В первой части мы говорили о принципах удобства мобильных сайтов, особенностях нового алгоритма Google mobile-friendly и о способах проверки готовности сайта принять пользователей смартфонов. Переходим к практической части и разбору методов адаптации сайта для смартфонов, планшетов и других аналогичных устройств. В справочной документации Google используется следующая терминология для данных техник: «разные URL», «динамический показ» и «адаптивный дизайн».
Способ 1. Разные URL
Особенность: для разных типов устройств (мобильных и десктопных) используются разные URL и разные варианты HTML-кода.
На практике это означает, что в дополнение к основному сайту создается еще один самостоятельный ресурс (обычно на поддомене m.site.ru или в доменной зоне .mobi), зачастую более ограниченный, исключающий второстепенный контент и функционал. В качестве примера приведем сайт магазина Триал-спорт. В мобильной версии разработчики отказались от малозначимых разделов (медиа, вакансии, контакты), оставив только то, что необходимо для быстрого изучения, выбора товара и совершения покупки (каталог, адреса магазинов, информация об акциях) (Рис. 1).
Рис. 1. В методе «разные URL» используются две версии сайта, как правило, с разным набором контента
Обе версии связаны между собой перелинковкой с указанием специальных атрибутов, благодаря которым браузер мобильного устройства и Google-бот определяют, какую версию в данный момент целесообразнее транслировать. Важно связать оба сайта максимально корректно, чтобы они интерпретировались как зависимые объекты.
Как это сделать?
На страницах десктопной версии в HTML-коде или в файле Sitemap.xml к тегу link добавляется атрибут rel=»alternate» и два его значения: media (разрешение экрана – то условие, при выполнении которого должен использоваться альтернативный URL) и href (сама ссылка на мобильную версию страницы). В свою очередь, на страницах мобильной версии к тегу link добавляется атрибут rel=»canonical» со ссылкой на аналогичную страницу десктопного сайта. Более детально эта техника описана в справочной статье Google. Там же приведены примеры кода, а также способы настройки автоматической переадресации с помощью HTTP или JavaScript.
Способ 2. Адаптивный дизайн
Особенность: для разных типов устройств (мобильных и десктопных) используется один URL и один и тот же HTML-код.
Техника адаптивного дизайна предусматривает создание универсальной архитектуры сайта, которая автоматически подстраивается под любые устройства пользователя. Достигается это посредством CSS: в зависимости от ширины экрана корректируются размеры элементов дизайна страницы (шрифты увеличиваются, картинки оптимизируются и меняют свое расположение). Следовательно, один и тот же сайт с одним и тем же контентом становится одинаково удобным для просмотра на любом виде устройства: планшете, смартфоне, стационарном компьютере, проекторе, а в перспективе и на новых типах гаджетов рынка мобильных устройств.
С системой действий по адаптации дизайна можно ознакомиться на примере работы сайта компании Восток-сервис, предварительно открыв его на десктопе или ином доступном мобильном устройстве (Рис. 2).
Рис. 2. За счет адаптивного дизайна контент сайта в полном объеме отображается одинаково корректно и удобно на разных типах устройств
Специалисты Google называют данную технику наиболее перспективной и приводят в справочных материалах для вебмастеров ряд рекомендаций по ее реализации:
Способ 3. Динамический показ
Особенность: для разных типов устройств (мобильных и десктопных) используется один URL, но разные варианты HTML-кода.
Как и в предыдущем случае, здесь работа ведется только с одним сайтом, но для него создается несколько шаблонов верстки под разные типы устройств. Это позволяет использовать все преимущества CSS и JavaScript для обычной версии сайта и в то же самое время предлагать мобильным пользователям «облегченный» вариант (без отягощающих его загрузку скриптов и стилей). Примером использования такой техники может служить сайт магазина Decathlon (Рис. 3).
Рис. 3. При динамическом показе, в зависимости от агента пользователя, используется один URL с разным HTML-кодом (и CSS)
Кратко процесс динамического показа можно описать так: при открытии страницы сайта на смартфоне/планшете/ноутбуке и т.д. браузер отправляет серверной части сайта свой User-agent, содержащий информацию о типе устройства пользователя. Определив тип устройства, сервер в ответ отправляет нужный вариант кода HTML и CSS. Фактически данная техника объединяет в себе особенности отдельной версии мобильного сайта и адаптивного дизайна.
Соответствующую конфигурацию сайта важно отдавать не только браузеру устройства, но и поисковому роботу. Рекомендуется использовать HTTP-заголовок Vary, чтобы Google-бот смог быстро и правильно определить оптимизированный для мобильных устройств контент и учесть его при ранжировании в мобильном поиске. С более подробной информацией вы можете ознакомиться на странице руководства Google для вебмастеров.
Что выбрать?
Вопрос выбора техники адаптации сайта к мобильным устройствам решается в каждом случае индивидуально: необходимо учитывать уровень сложности реализации, объем затрат ресурсов и последующую поддержку готового продукта.
Метод разных URL предполагает работу с двумя наборами контента. При допущении ошибок в перелинковке основной и мобильной версий сайта могут возникнуть проблемы с их отображением в мобильном браузере и ранжированием в мобильном поиске. На другой чаше весов – «облегченный» вариант контента и HTML, при помощи которого обеспечивается быстрая загрузка файлов даже при условии невысокой скорости мобильного интернета.
Преимуществом техники адаптивного дизайна является удобство реализации лишь за счет доработки стилей, однако качественное исполнение продукта и исключение возможных недочетов в его работе (как, например, медленная загрузка страниц по причине тяжелых CSS-файлов) требуют участия высококвалифицированного специалиста, желательно с успешным опытом такой разработки.
Метод динамического показа решает проблемы двойного набора контента и медленной загрузки страниц. Однако его недостатками являются большой объем работ при реализации, необходимость регулярной проверки и обновления списка агентов пользователей, а также нередко возникающие ошибки при определении браузером агента и отображении HTML-шаблона (например, на планшете может выводиться версия для смартфона).
ВыводыНезависимо от того, какую технику вы выберете для мобильной адаптации вашего сайта, важно не забывать о ключевых моментах поисковой оптимизации. Этой теме мы посвятим третий выпуск цикла, где представим своего рода руководство по SEO для мобильных сайтов. Опираясь на советы, данные в нем, вы сможете обойти наиболее распространенные ошибки и сделать ваш ресурс максимально привлекательным как для поисковой машины Google, так и для вашей мобильной аудитории.
Источник: рассылка seopult
Источник: