Одна из первых женщин стрит-арт-художниц о связи с природой, опыте самоизоляции и новой секретной коллаборации.
Имя Faith XLVII, а точнее псевдоним южноафриканской художницы-самоучки, вы без труда найдете в любой книге, имеющей отношение к искусству граффити. Фейт увлеклась стрит-артом в 1997 году и с тех пор совершила настоящий прорыв в развитии уличного женского стиля.
Сегодня за ее плечами не только соло-выставки в Майами, Нью-Йорке, Лондоне и Йоханнесбурге, но и статус междисциплинарного художника, работающего с разными медиа, в том числе с масштабными иммерсивными инсталляциями.
Мы попросили коллекционера и соосновательницу Popov Foundation и Why Not Agency Евгению Попову пообщаться с Фейт в дистанционном режиме накануне анонса ее новой коллаборации.
Как же здорово сказать: «Здравствуйте, Фейт! Как ваши дела?», пусть и через камеру наших девайсов. Как вы пережили режим самоизоляции?
Это было очень странное время. У нас были планы сделать выставку в Южной Африке, но все застопорилось, и мы с сыном остались в Лос-Анджелесе (Фейт переехала в Лос-Анджелес в 2017 году. — Прим. InStyle).
Знаю, что вы сотрудничали с Everard Read Gallery в ответ на пандемию COVID-19, чтобы собрать средства для Фонда cолидарности, созданного президентом ЮАР Матамелой Сирилом Рамафосой. Скажите, а что вы думаете о мировой ситуации вокруг COVID-19? Должны ли мы все извлечь какие-то уроки?
Безусловно, период пандемии стал настоящим испытанием для всех без исключения стран по жизнеобеспечивающим и экономическим параметрам. Мы все оказались в состоянии неизвестности и временного замедления темпа. Но есть и позитивная сторона: у людей появились время и личное пространство для саморефлексии и самоидентификации. Чтобы подумать над такими вопросами, как «Кто я?», «Как я живу?», «Нравится ли мне то, что я делаю?». Провести «рестроспективу» собственной жизни и наметить изменения.
1 / 14
А лично для вас какими стали месяцы этой изоляции?
В целом очень полезными, но поначалу было сложно, и мне совсем не хотелось создавать новое искусство. Тогда я взяла паузу, чтобы порефлексировать на тему того, что происходит в мире. Это позволило мне выдохнуть и сфокусироваться на том, куда мне хотелось бы двигаться дальше в творчестве.
А как художники в LA переживают самоизоляцию: обособленно или есть какие-то сообщества по взаимовыручке? К примеру, феноменом арт-карантина в Москве стала группа на Facebook «Шар и крест», благодаря которой художники выставляют свою графику за символические суммы, а коллекционеры моментально приобретают понравившиеся вещи.
Какая прекрасная идея. Я не слышала о подобном в LA, но интуитивно все поняли, как важны сплоченность и поддержка.
Давайте поговорим о вашем уникальном стиле: вы часто обращаетесь к первичным материям, таинственным и даже экзистенциальным символам. А также уделяете много внимания вопросам взаимосвязи природы и Вселенной через призму женского восприятия. Почему именно эти темы стали вам близки?
Тема мистики привлекала меня с самого детства. Я чувствовала связь с удивительным миром энергии, знаков и символов, скрытых от глаз. Однако с взрослением все мы эту связь теряем, ведь мы вынуждены жить жизнью современного общества, работать, решать материальные и бытовые вопросы. И в этой постоянной гонке мы теряем связь с самой природой и естеством. Так вот сохранение этой связи и стало одним из основополагающих в моем творчестве.
А как произошла ваша трансформация из стрит-арт в междисциплинарного художника?
Мой путь как художника начался в подростковом возрасте с желания самовыражения посредством граффити-культуры. Но становясь старше, я все глубже погружалась в окружающую среду, которую и начала изображать. Меня стали привлекать текстуры. А так как у меня нет классического художественного образования, я перешла на эксперименты, эмпирические опыты и самообразование. И открыла для себя, что, когда используешь разные средства, ты можешь артикулировать новыми голосами. Один из моих любимых способов создания работ — иммерсив и видео. Недавно я занялась скульптурой. И поверьте, каждый проект — это вызов самой себе. И в то же время все мои работы взаимосвязаны. Одна идея может перетекать из одного проекта в другой вне зависимости от того, с каким медиа я работаю. Это как приготовление пищи: когда из разных ингредиентов рождается единое блюдо.
Не могу не спросить про ваше имя Faith XLVII. В одном из интервью вы упомянули, что цифра 47 была напрямую связана с вашей бабушкой.
Да, все верно. Моя мама была матерью-одиночкой, полностью обеспечивающей семью. Меня растила бабушка, и мы были очень близки. Цифра 47 была особенной для нее, с ней было связано много важных вещей в ее жизни. Когда я определялась с именем, мне как-то хотелось отдать ей дань уважения.
В 2018 году вы посетили Москву в рамках биеннале стрит-арт-искусства «Артмоссфера» и участия в гигантской росписи фасада «Атриума». Что вы думаете о паблик-арте в России?
Я была под невероятным впечатлением от приезда в Москву и увидела много энтузиазма, дружелюбия и искренней заинтересованности. Возможно, изменения, которые происходят в культурной и исторической сферах, открывают дорогу для новых идей и творений. Я думаю, в России есть огромный потенциал для развития уличного искусства и паблик-арта.
Вы как-то высказали прекрасную мысль о том, что коллаборации способны дать новый толчок для вдохновения. В этом году вы стали первым женским голосом в серии 10-летнего взаимодействия французского дома Hennessy со всемирно известными художниками. Было ли волнительно присоединиться к такому проекту?
Я знакома с проектами Hennessy Very Special много лет, была в Йоханнесбурге на презентации лимитированного издания Шепарда Фейри, а также видела предпоследний дизайн Филипе Пантоне. Мир стрит-арта не так велик, и все мы хорошо друг друга знаем. Безусловно, для меня стало честью присоединиться к такому глобальному проекту, став единственной женщиной в мужской компании художников. Когда меня пригласили во Францию повстречаться с командой Hennessy и мы отправились в регион Коньяк, я даже не могла представить, какое удивительное приключение меня ждет. Я увидела весь цикл производства продукта и была вдохновлена тем, что за последние 50 лет процесс производства коньяка особо не изменился. И когда ты спускаешься в погреба, то чувствуешь неизменность традиций и уважение ко времени и природе. Все это вдохновило меня на образ мандалы, крутящейся вокруг солнца, передающей дух через стихии и циклы природы.
Сколько времени занял процесс создания работы?
Мы приступили к обсуждению около года назад, но сам процесс работы занял около месяца. Очень много внимания уделялось деталям.
Есть ли у вас заветная творческая мечта или желание сделать с кем-то из художников громкую коллаборацию?
Меня восхищают многие художники, но именно коллаборация — это очень тонкая грань, вы должны подходить друг другу, чтобы творить, используя способности партнера. Моя мечта — это коллаборация с музыкантами вроде The Knife или Aldous Harding.
1 / 3
Источник: