Петербург – город с большой и таинственной историей. Здесь были и невероятно пышные приемы, и разворачивались драмы. Состоятельные купцы старались изо всех сил превзойти соперников, похвастаться своим богатством. Так, в городе появлялись невероятно красивые и величественные особняки. Но время не щадит никого, потеряв хозяина, за десятилетия дома пришли в упадок, но в них еще сохранился могучий дух, а местами и богатая отделка.
Заброшенные особняки – часть души Санкт-Петербурга. В них хранится память о десятках и сотнях судеб и особо остро чувствуется горечь и очарование навсегда ушедшего прошлого великой империи. Некоторые из них закрыты для посещения, другие нет. Посетив хотя бы один из них, вы увидите город с новой, неизведанной прежде стороны.
Содержание
Дача Громова
На Петроградской стороне Петербурга в знаменитом Лопухинском саду находится одна из достопримечательностей города, известная как дача Громова. Двухэтажное деревянное здание в стиле ранней эклектики с элементами классицизма построил архитектор Г. Винтергальтер в 1850 г. А назвали его в честь одного из владельцев сада – российского купца Василия Федуловича Громова.
Громов, которого считали «королем лесной торговли», был образованным человеком, известным меценатом и благотворителем. Он разбирался в музыке и живописи, любил ботанику. В дачном особняке была устроена картинная галерея и музыкальный зал, где не раз выступали многие петербургские знаменитости, особенно из труппы Мариинского театра.
[info]Купец был хлебосольным и гостеприимным хозяином, у него в гостях любили бывать известные актеры и литераторы, а неимущие студенты Консерватории жили на даче постоянно.[/info]
Став хозяином Лопухинского сада, Громов превратил его в красивейшее место с лабиринтами аллей, фонтанами, таинственными гротами, прудами и беседками. Он выстроил музыкальный павильон и оранжерею, во многом не уступавшую знаменитому Ботаническому саду. Сама дача тоже была круглый год украшена цветами.
Американские послы, посетившие особняк в 1866 г., описывают его как «нечто великолепное и волшебное, выстроенное мастерски и с большим вкусом». Их восхитили экзотические растения, статуи и все внутреннее убранство дома.
Сегодня дача Громова отреставрирована практически полностью, в ней ощущаются дыхание и атмосфера XIX века. Осматривая здание, можно увидеть много интересного: цветные витражи и ажурные решетки на окнах, красивую лепнину, резную деревянную отделку фасада и внутренних комнат. Сохранилась и часть старинной мебели.
Дом Николаса Струка
Обрусевшей немец, владелец фабрики наждачных изделий. Жилище спроектировал его барон Федор Пирвиц. Хотя здание и выполнено в стиле модернизма, в нем все равно прослеживается русский дух. Для него характерны фигурные башни, деревянная резьба и крыша шатром.
Раньше было принято строить жилье на территории производств, также поступил Струк. Таким образом, он мог контролировать рабочий процесс. Большевики национализировали здание и устроили там заводоуправление. Но с 2004 года у дома нет хозяина. Со временем обрушилась крыша, из внутреннего убранства сохранился подвал с исторической кладкой, лестница и деревянные стены.
По мнению экспертов, дом находится в ужасающем состоянии. Пока его еще можно посмотреть.
Забытый временем, но сохранивший историю – особняк Экваля
Санкт-Петербург изобилует старинными постройками прошлых столетий. Среди них, как пример деревянного зодчества ХХ в, историки и культурологи называют особняк Экваля. Однако лишь немногие жители города под этим названием представляют двухэтажный дом с резными фризами. Притаившись в тени не менее древних деревьев. Для большинства жителей и гостей города он предстает ничуть не более чем заброшенный старый дом под номером «15». И лишь ценители архитектуры засматриваются на фактурные орнаменты прекрасно сохранившейся штукатурки.
История особняка началась на территории тогда известного Чугунолитейного и механического завода Карла Экваля. На то время дом стал редкой в стране жилой постройкой, возведенной на территории промышленного предприятия.
Строительство особняка Карл Экваль поручил молодому талантливому архитектору Федору Лидвалю. В 1901 году пред взором владельца предстало двухэтажное деревянное сооружение в стиле раннего модерна. Тогда заводчик и представить не мог, что его дом станет известным на весь мир, как первый реализованный проект великого мастера-модерниста. В Петербурге особняк Экваля теперь редкий памятник архитектуры модерна.
Сегодня деревянный фасад с вычурной резьбой прячет высокий забор, дом пустует и не принимает гостей. О нем не ходят легенды, не слагают пугающие истории. Кажется, что сооружение забыто временем, но все, же до сих пор его помнит история.
Особняк Веге
Из многообразия объектов г. Санкт-Петербурга, представляющих культурную ценность, внимания требует заброшенный особняк Веге. Постройка находится на территории АООТ НПФ “Пигмент” – бывшего ультрамаринового завода. Здание, как образец эклектики, возведен в 1890 году и является работой неизвестного автора.
Гротескным орнаментом расписаны стены и потолки на всех этажах. В некоторых местах заметна позолота в отделке. У парадной лестницы сохранились кариатиды. Колонны с женскими фигурами провожают к чугунным перилами.
автор – Instagram – maniac_serega (Cергей Москалёв)
Наверху расположено просторное помещение — гостиная комната. Оригинальные узоры в виде роз украшают стены. На потолке заметны причудливые лепные розетки, а на полу метлахская плитка. Кого принимали хозяева в своих, когда-то изысканных, залах современности неизвестно. Только остатки старинных зеркал еще хранят тайну прошлого.
Особую художественную ценность представляют витражи. По предположению работа немецких мастеров, в свое время была известна на весь город уникальностью и красотой. Расписные стекла, были не раз реставрированы и хранились отдельно от рам.
Сегодня из-за отсутствия отопления в разваливающем здании, сырость почти разъедает ценную отделку. Хрупкий памятник архитектуры нуждается в серьезной реставрационной работе и особого внимания, как культурное наследие петербуржцев.
Про другие заброшенные места СПб мы написали в статье по ссылке.
Усадьба Демидовых
История данного строения берет начало со времен Петра I. Семья, построившая поместье, разбогатела в период стремительного развития черной металлургии. Строение выполнено в стиле русского классицизма с небольшими элементами барокко.
Главное здание располагается на реке Веревки. Широкие лестницы, украшенные по бокам каменными львами, вели, ко входу со всех сторон здания. Сердцем данной усадьбы является парк, который включал в себя большую поляну, сад, лабиринт и зверинец.
Каждый из этих участков был оформлен согласно своей ландшафтной композиции, а также планировке. Их объединяли между собой пруды и протоки.
Со временем владельцы усадьбы были разорены и передали имение казне. Через несколько лет здесь был организован санаторий для больных легочными заболеваниями. Затем следовала перепланировка усадьбы с некоторыми новыми построениями для удобства санатория.
Пережив войну, здание служило в качестве реабилитационного центра областной больницы, но на настоящий момент является заброшенным. Усадьба считается одним из объектов мирового наследия, по мнению ЮНЕСКО.
Особняк Брусницыных
Архитектурный памятник в эклектическом стиле. Владельцем дома стал купец Николай Макеевич Брусницын в 1844 году.
Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo
Была произведена капитальная перестройка, в ходе которой архитектор Анатолий Ковшаров придал особняку теперешний вид. Здание оснащено охраной, что требует максимального соблюдения тишины. Внутри есть электричество.
Особняк Корлякова
Является объектом культурного наследия, памятником градостроительства и архитектуры. Выполнен в стиле позднего классицизма.
В 2017г. фасад закрыли плёнкой, а внутренняя часть здания разрушена. За воротами находится патрулирующая территорию охрана.
Особняк Бракгаузен
Был возведён в 1710 году архитектором Жан-Батистом Леблоном по проекту «дома для именитых», популярным в то время.
Вначале принадлежал сыну Петра I Ивану Зотову, затем перешёл во владение семьи купцов Бракгаузен. С 1832 г. в нем проживал американский посол Джеймс Бьюкенен, в 1950-х годах в здании располагался банк и 16 отделение милиции. Также во времена СССР в нем находилась Ленинградская транспортная контора пароходства, после чего дом стал жилым.
В данный момент в связи с большими затратами на необходимую реставрацию старинных интерьеров с исторической планировкой, дальнейшая судьба здания неизвестна.
Обер-прокурорский дом
Известен как особняк Гурьева и Нарышкина. Начало и основная постройка были произведены архитектором Г.А.Боссе в 1843 г. Строительство дворовых флигелей и галереи проходило в 1856-1858 годах.
В 1870-х здание принадлежало Духовному ведомству и использовалось как квартира для обер-прокурора Святейшего синода, а позже стало книжным складом и магазином народных изданий. В первые годы 1-й мировой войны особняк вместил в себя 400 коек Синоидального лазарета. В советский период в нем был размещён Центральный музей Октябрьской железной дороги, после чего здание перешло к частному лицу.
Сейчас дом не находится под охраной и открыт для глаз любого желающего. Пока не согласован проект реконструкции и объект находится в заброшенном состоянии.
Особняк Эрнеста Игеля
Вдохновлённые стилем Людовика XVI архитекторы Ковшаров и Зонн спроектировали и возвели это удивительное здание с элементами неоренессанса, неоклассицизма и необарокко в 1897 г.
Начиная с 2016 года, несмотря на обращения неравнодушных людей в полицию и в КГИОП, в здании время от времени проживают бездомные. Выселения дают лишь временный результат: на территорию особняка продолжают проникать посторонние.
В данный момент планируется реставрация и открытие новой гостиницы, в связи с чем ведутся переговоры с потенциальным инвестором.
Усадьба Михайловка
Владельцем дворцово-паркового ансамбля XIX века был Михаил, сын Николая I.
В состав комплекса входили различные садовые сооружения: статуи, веранды, фонтаны. А также конюшенный и кухонный корпуса.
В 1919-1941 годах на территории усадьбы была расположена трудовая школа-колония «Красные зори». С 2006 г., после передачи комплекса под кампус ВШМ для СПбГУ здание дворца было законсервировано.
Дом Дернова
По проекту архитектора Михаила Николаевича Кондратьева в 1903 г. началось возведение доходного дома для адмирала Дернова.
С 1905 супруги Вячеслав Иванов и Лидия Зиновьева-Аннибал проживали на верхнем мансардном этаже башни, в трехкомнатной квартире № 23, где и создали знаменитый литературно-философский салон под названием «Ивановская башня».
Особняк барона Штиглица
Жемчужиной дома является концертный зал, где по решению архитектора размещены профили композиторов в медальонах овальной формы. Удивительные и роскошные акварели придворного художника Луиджи Премацци, сохранившиеся до наших дней, дают возможность оценить великолепие интерьеров особняка.
Бальный зал – самое эффектное помещение соединяется посредством трех широких проемов с большой, в пять осей гостиной, украшенной кариатидами.
Интерьеры дворца поражают воображение скульптурными элементами, использованными в отделке, цветным и белым сортами мрамора, парадными помещениями с каминами, а также использованием во интерьере резьбы, драпировки из штофа и золоченой лепки.
Архитектор М.Е. Месмахер осуществляя перестройку нескольких залов по заказу последнего владельца особняка, не затронул главных оригинальных интерьеров.
Усадьба генерала Чернова «Сосновка»
Необычное здание, напоминающее европейский охотничий замок, с эффектными витражами, украшающими оконные проёмы. Расположен дом недалеко от Володарского моста.
С 1943 года перешла в ведение Министерства связи. На территории были установлены радиомачты глушившие передачи «антисоветских» западных радиостанций, из-за чего усадьбу обходили стороной. Но были и времена, когда жители Петербурга с удовольствием собирались на сбор грибов и отдых у «Сосновки».
Особняк графини М. Э. Клейнмихель
О балах-маскарадах, проводимых Марией Эдуардовной, говорил весь свет! Быть приглашённым к ней в дом считалось большой честью для любого члена высшего общества.
Особняк М. Э. Клейнмихель был возведён в 1834-1835 годах, после чего здание несколько раз перестраивали. Последний – в 1911-1912 гг.
Похожая на сказочный дворец, внешняя часть особняка сохранилась по сей день. К сожалению, несмотря на то, что стены вестибюля были обшиты дубовыми панелями, внутренняя отделка особняка не сохранилась.
Печально, что большинство этих чарующих зданий находятся в состоянии разрухи, без малейшей надежды на реконструкцию. При взгляде на такую несправедливость, возникает ощущение, что эти, некогда величественные дома просто тихо умирают, унося с собой навсегда тайны своих прежних хозяев.
(Visited 467 times, 1 visits today)
Источник: