ABC-анализ

Трудно оценить важность открытия, которое сделал Вильфредо Парето более ста лет назад. Математическая зависимость, открытая им,  в последствии стала основой принципа 80/20 или как принято ее называть принцип Парето. На сегодняшний день этот принцип рпименяется в различных областях жизни деятельности человека и общества. Особенно часто принцип Парето применяется в экономике и управлении бизнесом.

На основе принципа 80/20 разработаны множество различных систем управления. Одной из таких систем является ABC-анализ. В основу этого анализа легло то, что распределение одних показателей в отношении других, взаимосвязанных показателей предсказуемо несбалансированно. ABC-анализ стал инструментом, позволяющим оценивать, изучать и выявлять наилучшие стратегии управления. Он часто используется для определения стратегических клиентов, товаров, товарных групп, поставщиков, и прочих объектов, с целью разработки на основании полученных аналитических данных эффективных управленческих решений.

Расскажу принцип работы ABC- анализа на основании анализа товарного ассортимента.

Товарный ассортимент обычно анализируется по двум основным параметрам: объемы продаж и реализуемая наценка. Зная о том, что принцип Парето (принцип 80/20) предполагает собой в отношении поведения товара следующее: 20% товарного ассортимента дает предпринимателю 80% продаж, товарооборота, можно с уверенностью сказать, что 10% товара дают 65% товарооборота и 5% товара дает 50% товарооборота. Исходя из этого, давайте распределим весь товарный ассортимент на три группы: A, B и C по следующим параметрам:

В некоторых ситуациях я также сталкивался и с распределением не на три группы, а на четыре ABCD. Но это уже нюансы, вы можете также использовать четыре группы для более детального рассмотрения ситуации. Суть метода от этого не изменяется.

Итак,

Но тут вы можете сказать, однобокий анализ. Ведь в группе A могут попасть товары, которые по своей стоимости за единицу сильно отличаются от других товаров и поэтому составляют больший объем продаж. Правильно, существующий анализ обычно добавляют ABC-анализом качества товара, в смысле качественной оценки для бизнеса: а именно, сколько каждый товар несет в себе потенциальной прибыли. Ведь можно продавать 1 штуку чего-нибудь за 10 000 рублей получать на ней 100 рублей прибыли и продавать 10 штук тоже чего-нибудь2 по 200 рублей и получать по 100 рублей прибыли также, но на каждой единицы товара. Получится, что первая штука попадет в группу A, а вторая в группу C, но по прибыли то вторая будет намного выгодней, что же теперь на эту вторую закроем глаза, да еще и будем ее сокращать? Правильно нет, для этого делается ABC-анализ товара по реализованной наценке. Также как и в первом случае разбиваем товар на три группы, но критерий – наценка или прибыль получаемая при реализации товара.

Вот теперь, назначив каждому товару свою группу, мы получим не три вида товара, а девять. AA, AB, AC, BA, BB, BC, CA, CB, CC. Имея эти группы, мы понимаем какой товар является самым доходным, и с какими нам нужно либо прощаться, хотя не всегда, либо его сокращать.  Приоритет в контроле над товарными позициями естественно отдаем группам  AA, AB, BA, BB.

Такой же ABC-анализ можно проводить в отношении не только товара, но и при анализе клиентов, поставщиков и т.д.

Вообще ABC-анализ очень мощный инструмент, использование которого дает предпринимателю много информации для принятия правильных управленческих решений. Проведение такого анализа в отношении клиентов компании, помогает еще и уберечься от того, чтобы при привлечении только крупных клиентов не попасть в зависимость от них, т.е. сконцентрировав свои усилия на нескольких ключевых клиентах, можно потерять клиентов из группы BA и BB. Ведь зависимость только от одного или двух клиентов составляет большой риск для предпринимателя. Наличие же информации после проведения ABC-анализа даст более прозрачную картину, о том с какими клиентами необходимо работать и как укрепить связи.

Удачи Вам.

Сайт: pro-biznes.com
Автор: Михайлов Артём

Вам нужен грамотный бизнес план? Нужна квалифицированная консультация по вопросам ведения бизнеса? Профессиональная помощь в составлении бизнес планов, бизнес консультирование.

Источник: pro-biznes.com

Оцените статью
новости для мужчин