Известно, что справедливая и обоснованная критика помогает повышать личностную эффективность и работоспособность, а также стимулировать человека для выполнения им поставленных задач.
Особенно часто мы сталкиваемся с критикой со стороны руководства, и не всегда правильно понимаем её необходимость. А все потому, что многие руководители просто не умеют правильно критиковать своих сотрудников с пользой для них и компании. Какая критика должна применяться в адрес сотрудников? Как правильно критиковать подчинённых, чтобы избежать унижения, оскорбления и обиды?
Содержание статьи:
Критика-оценка
В данном случае подобная критика преподносится как качественная оценка профессиональной деятельности отдельно взятого сотрудника или коллектива в целом.
Применяя критику в качестве оценки, руководитель высказывает мнение о качестве проведённой работы, о возможных ошибках и способах их решения, о результативности использования инструментов в повседневной работе. Такой вид критики сотрудники принимают зачастую спокойно и адекватно.
Такая критика будет восприниматься более доброжелательно как со стороны руководства, так и со стороны подчинённых.
Для того чтобы критика-оценка привела к нужному результату, руководителю стоит принимать точку зрения сотрудника относительно оценки, полученной со стороны руководства.
Критика-система
Такой вид критики представляет собой определенную систему взаимодействия между руководителем и подчинёнными.
Многие компании практикуют проведение планёрок, совещаний, рабочих заседаний с целью проведения анализа работы коллектива в целом или каждого сотрудника в отдельности.
Как правило, на таких встречах обсуждаются промежуточные результаты работы, выявляются проблемы и определяются пути их решения, назначаются ответственные за выполнение рабочих вопросов.
Критика-система позволяет приучать сотрудников к определенному стилю работы и взаимодействия с руководством, брать ответственность за свою профессиональную деятельность. Такая критика носит систематический характер, поэтому и является наиболее эффективной.
Критика-вопросы
Такой вид критики позволяет руководителю дать инициативу сотруднику объяснить причины низкой продуктивности, допущения рабочих ошибок, невнимательности или наоборот, проявления чрезмерной заинтересованности, активности, принятия тех или иных решений. В таком случае, критика должна обязательно начинаться с вопросов, ответы на которые руководитель стремится получить.
Это позволяет сотрудникам проявить свою индивидуальность, выразить собственную аргументированную точку мнения, дать личностную оценку своей профессиональной деятельности.
Критика-внимание
Критикуя сотрудников, руководитель должен, прежде всего, проявлять внимание не только к словам и поступкам, но и к самому человеку. Очень важно дать понять, что каждый подчинённый является важной составляющей общей рабочей системы, и именно от него зависит слаженность коллектива.
Даже если сотрудник провинился и основной задачей руководителя наказать подчинённого или обратить внимание на его проступок, он должен делать это корректно и внимательно.
Не стоит повышать голос и переходить на крик, только внимательное отношение поможет избежать неприятной ситуации.
Важные рекомендации относительно применения критики:
Критика может дать как положительные, так и отрицательные результаты, все зависит от того, как подходить к этому вопросу. Пусть в вашей жизни будет только конструктивная и созидательная критика.
Источник: