Очень часто приходится сталкиваться с тем, что люди не знают, что такое малый бизнес, какие субъекты предпринимательства относятся к малому бизнесу. Часто можно услышать такое мнение, что малый бизнес – это индивидуальный предприниматель, имеющий небольшой объем выручки, а вот юридическое лицо, это уже не малый бизнес, а средний или даже крупный. Между тем существует ряд общепринятых критериев, позволяющих с их помощью, четко определить: является ли предприятие или предприниматель субъектом малого бизнеса.
Вообще, малый бизнес является основой любой экономики. В экономически развитых странах малый бизнес дает 50-60% ВВП страны. Поэтому многие развитые государства всячески поддерживают развитие малого бизнеса у себя в стране. Так как малый бизнес – это еще и основа образования среднего класса, наличие и размер которого в свою очередь и определяет отношение государства к экономически развитому.
Малый бизнес имеет ряд преимуществ перед средним и крупным бизнесом. Во-первых, малые предприятия очень гибкие и более мобильные, нежели крупные компании. Они быстрее реагируют на изменение рыночных предпочтений, быстрее подстраиваются под изменяющуюся рыночную ситуацию. Малые предприятия лучше знают уровень спроса на местном уровне. Они быстрее способны внедрять новые и перспективные системы управления. Во-вторых, малый бизнес требует меньше капиталовложений, а также менее затратен при внедрении новых технологий и изобретений. Не случайно, именно малый бизнес чаще занимается инновационными технологиями, освоением принципиально новых видов товаров и услуг. Малые предприятия чаще занимаются теми видами бизнес, где присутствует повышенный коммерческий риск. Такая ситуация обоснована тем, что у малых предприятий фактически меньшие сроки строительства, им проще и менее затратно перевооружаться, более низкие издержки управления, а также отсутствие большого бюрократического аппарата позволяет принимать в оперативном режиме большинство управленческих решений.
Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу разработаны на законодательном уровне, так как это является необходимым для четкого определения малых предприятий при оказании государственной поддержки развития малого бизнеса, а также это нужно для применения налогообложения малого бизнеса. Для того чтобы предприятие попадало под определение малого бизнеса, необходимо выполнение одновременно следующих четырех условий:
- предприятие должно быть коммерческой организацией, т.е. должна быть создана для получения прибыли, поэтому разные некоммерческие организации, клубы, фонды и т.д. не могут считаться малыми предприятиями.
- доля участия в уставном капитале организации Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%.
- доля участия в уставном капитале организации другого или других юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства не может превышать 25%.
- среднесписочная численность работников не должна превышать определенных уровней в соответствии со следующими ограничениями: промышленное производство – 100 человек, бизнес, занятый в транспорте – 100 человек, строительство – 100 человек, сельское хозяйство – 60 человек, научно-техническая сфера – 60 человек, оптовая торговля -50 человек, розничная торговля и обслуживание населения 30 человек, в остальных областях – 50 человек. Если же малое предприятие занимается несколькими видами деятельности, тогда критерий ограничения численности работающих принимается по тому виду деятельности, доля оборота, либо же доля прибыли которого, является наибольшей в годовом исчислении. При этом малое предприятие само определяет что брать за основу: объем реализации или же объем прибыли, однако выбранный показатель должен быть неизменен в течение года.
Удачи Вам.
Сайт: pro-biznes.com
Автор: Михайлов Артём
Источник: