XYZ-анализ

Знание принципа Парето или как его еще называют, принцип 80/20 дает предпринимателю много возможностей в эффективном управлении своим бизнесом. Так ABC-анализ, основанный на принципе 80/20, позволяет успешно изучать, оценивать и вырабатывать эффективные решения в отношении управления различными бизнес процессами и бизнес объектами, будь то товар, клиенты, поставщики и т.д. Однако ABC-анализ не может учитывать стабильность этих бизнес процессов. Сюда можно отнести и стабильность продаж различных видов товаров, и прогнозирование  поведения различных групп покупателей, изменения уровня потребления тех или иных ресурсов. Для полноценного анализа ситуации и для выявления, как раз стабильности протекающих бизнес процессов, был разработан еще один анализ, также основанный на принципе Парето. Он называется XYZ-анализ.

XYZ-анализ основан на определении коэффициента вариации или чтобы проще было – колебания значений показателя от среднего его значения. Рассчитывается он по формуле:

где:

Вообще то не пугайтесь этой формулы, она только с виду страшная, а на самом деле все очень просто.

Основное значение для XYZ-анализа – это V – коэффициент вариации, т.е. на сколько % отличается значение, анализируемого показателя от его среднего значения за определенный период, наблюдаемый период. Среднеквадратическое отклонение очень просто вычисляется в Excel, даже не надо ничего собирать вручную, достаточно только выбрать диапазон значений и выбрать встроенную формулу.

Так вот после нехитрых вычислений получаются значения коэффициента вариации для каждого анализируемого показателя: товара, клиента, поставщика и т.д.

Теперь необходимо присвоить значения X, Y или Z каждому показателю: товару, клиенту, поставщику и т.д. в соответствии со следующими рекомендациями:
– группа X – группа, в которую включаются показатели (товар, клиенты и т.д., в зависимости, что вы анализируете) с колебаниями от 5% до 15%
– группа Y – группа, в которую включаются показатели (товар, клиенты и т.д., в зависимости, что вы анализируете) с колебаниями от 15% до 50%
– группа Z – группа, в которую включаются показатели (товар, клиенты и т.д., в зависимости, что вы анализируете) с колебаниями более 50%.

Целью проведения XYZ-анализа является разделение анализируемых показателей на группы в зависимости от равномерности их изменения, движения и точности прогнозирования.

В категорию X включают показатели со стабильными значениями изменения.

Для группы Y допускаются более значительные отклонения.

В категорию Z относят те показатели, которые точно прогнозировать невозможно, очень большие колебания они имеют.

Если мы говорим о товаре, то получим распределение номенклатуры товаров, по степени оборачиваемости. Так в группу X – попадают товары, характеризующиеся стабильным потреблением и достаточно высокими возможностями прогнозирования. Группу Y – составляют товары, с известными сезонными колебаниями, ну и в группу Z – попадают товары, с нерегулярным потреблением, без ярко выраженных сезонных или других тенденций и также характеризующиеся слабой точностью прогнозирования.

Если же анализировать клиентов, то здесь также можно распределить клиентов по объему отгрузки и степени изменения, отклонения этих объемов от среднестатистических данных. Проведение такого анализа в разрезе клиентов может дать много интересного. Так клиенты группы X – это постоянные клиенты, которые считают предпринимателя своим основным поставщиком, группа Y – клиенты, которых что-то не устраивает, либо цена, либо отсутствие какого-либо товара, ассортимента, и таким образом они находят не достающее на стороне, либо ищут, либо знают, что на какой-то товар есть более выгодные условия, чем у предпринимателя. Группа Z – это клиенты, которые не являются постоянными, совершают покупки спонтанно, не постоянно. Возможно, они рассматривают предпринимателя, как последнюю точку, в которой уже докупают не доставшийся им товар в других основных местах. Группа Z – это группа клиентов, с которыми можно поработать более продуктивно, узнать, почему так происходят покупки с их стороны, может что-то их не устраивает, и т.д. Т.е. при решении определенных вопросов,  эти клиенты, возможно, смогут стать постоянными клиентами, и тем самым увеличат объемы бизнеса предпринимателя.

Если же мы попытаемся соединить данные ABC–анализа и XYZ–анализа то сможем получить очень достоверную картину, какой товар, клиент и т.д. приносит наибольшую, стабильную прибыль. Эти два анализа прекрасно дополняют друг друга и дают более развернутую картину происходящего.

При совмещении значений, полученных при проведении двух анализов, получим распределение изучаемых показателей (в частности товар, например). Получим 27 групп товаров: два критерия при ABC-анализе и один критерий при XYZ-анализе: AAX, AAY, AAZ, ABX, ABY, ABZ, и т.д.Отсюда видим, что основу прибыли и товарооборота составляют: группы AAX, ABX, AAY, ABY, BBX, BBY. Именно эти товары необходимо тщательно планировать и следить за ними, чтобы они были всегда в наличии. Группы же CCZ, CCY – необходимо вообще перевести в раздел – только под заказ, CCX – группа, запасы товара должны быть минимальны, и т.д.

Отсюда видно, что проведение XYZ–анализа существенно упрощает работу с такой группой товара как C при проведении ABC-анализа, ведь в группу C входит до 80% товара.

Хочу сразу сказать, что данные методы анализа отличаются простотой, точностью и наглядностью, что в свою очередь позволяет принимать эффективные решения самостоятельно, не прибегая к помощи сторонних и дорогостоящих специалистов. Для этого нужно лишь владеть программой Excel в объеме обычного пользователя. Также стоит упомянуть и о том, что данные для проведения XYZ-анализа необходимо брать не мене чем за три месяца, а вообще чем больше периодов используется, тем будут точнее результаты.

Удачи Вам.

Сайт: pro-biznes.com
Автор: Михайлов Артём

Вам нужен грамотный бизнес план? Нужна квалифицированная консультация по вопросам ведения бизнеса? Профессиональная помощь в составлении бизнес планов, бизнес консультирование.

Источник: pro-biznes.com

Оцените статью
новости для мужчин